В соцсетях набирают популярность финансовые блогеры. Их называют финфлюенсерами
Блогеры такого рода дают советы по инвестициям, игре на бирже и обращению с криптовалютой в простой, почти игровой форме. Насколько сами блогеры несут ответственность за выдаваемую информацию и как могут использовать свое влияние, чтобы менять рынок?
Финфлюенсеры — новый термин в индустрии блогинга. Американские блогеры вовсю осваивают новый вид заработка. В своих видеороликах они рассказывают подросткам, как выйти на пенсию миллионером с помощью сервисов для легкого заработка.
Почему у поколения Z возник такой ажиотаж вокруг инвестиций? И к чему это может привести?
Красочные подписи, непринужденная музыкальная подкладка и голос, советующий, в какие бумаги зайти, а из каких выйти — так выглядит Tik Tok 25-летнего финфлюенсера Остина Ханквица. Еще совсем недавно он был обычным офисным клерком и занимался сделками слияния и поглощения. В Tik-Tok постил ролики об инвестициях, чтобы отвлечься от будничной рутины. В итоге отвлекся настолько, что набрал почти полмиллиона подписчиков.
Блогер тут же уволился и теперь посвящает всего себя личному аккаунту в соцсети. Он может себе это позволить. За один пост Остин берет до 8 тысяч долларов. При этом, ему даже не надо искать рекламодателей — в списке ожидания уже с десяток сервисов. Например, платформа для инвестиций в недвижимость Fundrise, или площадка для автоматического заработка за счет алгоритмов ИИ Betterment.
Пример Остина еще не самый успешный. Агрегатор инвест-идей Bullish предлагает своим финфлюенсерам до 20 тысяч долларов в случае, если их видео завирусится. Для этого надо всего лишь найти общий язык с подписчиками, отмечает 30-летняя Хайли Сакс, известная пользователям как мисcис Dow Jones. В прошлом комедийная актриса, а сейчас преуспевающий Instagram-блогер. Чтобы объяснить, как работает сложный процент, девушка сравнивает этот процесс с романом Дженнифер Лопес и Бена Аффлека.
Впрочем, всю матчасть для подростков все равно не упростишь, иначе есть риск прослыть инфоцыганом. Комментирует российский финфлюенсер, автор канала Smirnova Capital Наталья Смирнова:
Наталья Смирнова автор канала Smirnova Capital «Это люди с клиповым мышлением, то есть они не готовы долго, дольше двух-трех минут слушать человека, если это не какой-то элемент из шоу, где должно что-то всплывать, что-то веселое. Финансы — это не всегда про веселости. Что касается финансовых инфлюенсеров, если, например, у инфлюенсера большая армия поклонников, то он может, например, рекомендовать полнейшую дичь — пирамиду, которая ему заплатила, и люди потеряют деньги. Второй вариант — этот человек может заниматься фронтраннингом. Он сам покупает какую-то не очень ликвидную бумагу и после этого выпускает ролик, где говорит: «Ребята, это охрененная компания, надо брать, там все деньги!» Понимая, что эта компания не слишком ликвидная, и если сейчас хотя бы n-ное количество людей последуют за его рекомендацией, они (акции) поднимутся вверх. Соответственно, он таким образом может двинуть рынок, сам выйти из этой акции и зафиксировать прибыль, а что будет дальше с теми, кто вошел в эту бумагу, как говорится, — трава не расти».
Упрощается и сам способ перевода. Если раньше пользователи использовали банки, то сейчас компании встраивают финтех-сервисы в свою экосистему. Причем это касается не только покупок условного кофе, но и активов. В то же время не все инвесторы хотят рисковать, приобретая, к примеру, криптовалюту, и выбирают традиционные инструменты на фондовом рынке. Но и в этом случае особых трудностей у них не возникнет. Комментирует генеральный директор агентства Pichesky Николай Степанов:
Николай Степанов генеральный директор агентства Pichesky «Уберизация инвестирования. Появились все эти инструменты. Появилось прекрасное приложение «Тинькофф», которое дает в один клик это делать. Все упростилось, и порог входа перестал отсутствовать. Соответственно, этим сразу воспользуются те, кто вообще что-то хотят продать через инфобизнес. А дальше разделение на западную историю и нашу. Я думаю, что появится один общий драйвер. Но у нас все-таки это история опять со сказкой, с быстрой возможностью разбогатеть, а в Штатах какие-то лишние деньги, которые можно куда-то инвестировать, и они думают, что это всегда растет, поэтому это очень просто и не надо в этом глубоко разбираться».
Стараются оберегать начинающих инвесторов от непродуманных транзакций и сами соцсети. Tik-Tok, например, в июле этого года из-за растущего числа мошенников запретил рекламу криптовалюты. Помимо этого, сервис обязал финансовых блогеров сопровождать свои ролики дисклеймером.
Однако это никак не помогает, говорят эксперты. Рассказывать о легком заработке можно где угодно. В том числе и в виртуальной реальности. Играет например какой-то подросток в танчики, а ему в личные сообщения приходит очередной инсайд от финфлюнсера. Правда, скорее всего этой послание отправляет не сам блогер, а специально настроенные боты.